Уважаемые родители!
Хотите раствориться в природном омуте красоты и первозданности –тогда милости просим в небольшое путешествие к озеру Вымно.
Как добраться: путь к этому озеру можно совершить двумя способами. Первый способ пройти весь маршрут пешком (если проживаете недалеко от озера), а второй – на автомобиле. Около озера есть стоянка для автомобилей.
Возраст детей: 4-7 лет
Возьмите с собой: питьевую воду, головные уборы от солнца, фотоаппарат или мобильный телефон, одноразовые стаканчики и ложку для опыта, бинокль.
Цель: Знакомство детей с понятием – озеро (водоём). Познакомить ребенка с разными природными водоемами (река, озеро, ручей и т.д.). Формировать основы экологического мировоззрения и природоохранного сознания, правильного отношения к окружающей среде, животному, растительному, водному миру.
Спросите ребенка, куда вы приехали?
Что такое озеро?
Озеро - это скопление воды в природном углублении на суше. Состоит оно из озерной чаши или ложа, заполненного водой до края. Этот водоем не соединяется с морем и океаном.
Типы озер:
Как правило, озера бывают естественные и искусственные. В первом случае они образуются природным путем, в то время как искусственные озера – создание человека. Положение воды в озере может быть наземным и подземным.
Обратите внимание ребенка на то, что каким бы ни был водоем, естественным, искусственным, он украшает нашу землю, радует нас своей красотой. В пресных водоемах мы берем воду, без которой не обойтись ни в быту, ни на производстве. В водоемах мы купаемся, рядом с ними загораем, по воде путешествуем на судах, перевозим грузы. Значение водоемов в природе велико. Пресная вода является важнейшим условием существования человека на Земле, а для животных, которые живут в воде, это еще и единственный дом. В воде есть все необходимое для жизни: свет, тепло, воздух и растворенные минеральные вещества.
1. Полезная информация об объекте:
Через озеро протекает р. Вымнянка, через которую впадающим ручьем озеро соединено с оз. Яновичское. Впадают 3 ручья, в т.ч. ручей Зайбушка (на севере) . В озере обитают сиг, снеток, щука, лещ, плотва, красноперка, окунь и др. рыба.
Озеро Вымно находится в черте агрогородка, любимое место отдыха в летний период
Подходя к озеру можно рассказать по пути несколько стихотворений об озере, загадок для того, чтобы ваш ребенок оказался в мире таинственном и интересном. Пусть этот мир будет ваш и вашего ребенка.
Обратите внимание на берега и растительность, которая окружает это озеро. Если подойти к озеру поближе, то сразу видно, что по берегам растут ольха и ива, а вдоль кромки воды - тростник, камыш. Чуть дальше, по поверхности озера заметны кубышка жёлтая, горец земноводный. Озеро служит домом, защитой, и питанием для множества птиц, насекомых, растительности и рыб. Это малый мир в большом мире природы.
Рассматривая растительность деревья, кусты, траву помните о том, что, наблюдая за природой вы лишь гость. Предложите ребенку рассмотреть травинки у воды с точки «великана», он обязательно удивится. Маленький кустик может быть домом для маленького мотылька, причудливый ствол дерева быть жилищем для какого- то зверя. Наблюдая за деревьями, насекомыми, рыбами, птицами обращайте внимание на ствол, крону, форму листьев, цвет. Обратите внимание на цвет природы (защитный «камуфляж»).
Важно для ребенка и ваше присутствие рядом с ним. Наблюдая мир природы, обратите внимание на красоту, растения, животных, птиц. Прогуливаясь по берегу озера, слушайте с детьми звуки природы: шум воды, крики чаек.
Загадайте детям загадки:
2. Можно поиграть с ребенком в игры
- «1.2,3 – к дереву беги»
Задачи: Закреплять знания детей о деревьях, которые
растут около озера; учить быстро ориентироваться в них, находить нужное дерево.
Игровые правила: подбегать к дереву можно только по сигналу
водящего: «Раз, два, три к дереву – беги!»
2«Найди по описанию»,
Задачи: Воспитывать умение находить предмет по его
наиболее характерным признакам; развивать наблюдательность находчивость; учить детей описывать предмет, не называя его; воспитывать выдержку.
Игровые действия:
– поиск предметов по описанию взрослого
– поиск предметов по описанию ребенка
3. Экосистема озера
Обратите внимание ребенка на растения, животных и насекомых, которые обитают в пресных водоемах. Оказавшись у водоема в теплое время года, вы могли наблюдать только тех его обитателей, которые живут на поверхности. Но жизнь в водоеме есть везде: и у берегов, и на поверхности, и в толще воды, у самого дна и на дне. На берегах водоемов можно увидеть листья и стебли камыша, тростника. Небольшая глубина позволяет этим растениям прикрепиться ко дну водоема.
В зарослях водоема находят убежище и пищу птицы, земноводные, насекомые и их личинки, рыбы. Животные в водоемах есть везде: на поверхности и в толще воды, на берегу, на дне, на водных растениях. Главные связи между животными и растениями – пищевые. Вот водомерки стремительно бегут по поверхности воды, их длинные ножки снизу покрыты жиром, поэтому вода их и держит. А на водных растениях обитают улитки: прудовик и катушка.
4.Предложите ребенку опытно-экспериментальную деятельность.
Цель опыта: познакомить со свойствами воды (вода без цвета, без запаха, легко загрязняется, но трудно очищается).
Оборудование:
Оборудование: 2 стаканчика: один стаканчик с чистой водой, один стаканчик с «грязью».
Ход эксперимента:
Экспериментальная деятельность тоже будет помогать Вашему ребенку в познании этого мира. Прозрачная вода, мутная. Какая вода лучше для водного мира, чистая или грязная? Почему?
Взять воды из водоема и посмотреть на нее. (она чистая) а если в нее добавить земли, то она становится грязной. Могут ли рыбы, растения в ней жить. Нет. (вывод нельзя загрязнять водоемы и природу).
Правильно. А как думает, ваш ребенок, какой из этих водоёмов подходит больше для жизни сома, лебедя, стрекозы? Озеро. Правильно. Этот дом называется озером.
5.Совместная продуктивная деятельность.
Рисование восковыми мелками: Загадочное озеро.
Цель: Знакомство ребенка с техникой рисунка восковыми мелками. Воспитывать интерес и бережное отношение ко всему живому, развивать наблюдательность.
Оборудование: плотная белая бумага, цветные карандаши, восковые мелки.
Предложите ребенку нарисовать деревья, кусты, птиц, озеро. Словом, все то что, ему понравится на природе. Это может быть совместный рисунок вас и вашего ребенка. Например, дерево рисуете вы, а ваш ребенок озеро. Пусть этот рисунок украшает ваш дом. Напоминая о путешествии к озеру.