Консультация "Зачем знакомить детей с фольклорными праздниками и обрядами?"
Зачем знакомить детей с фольклорными праздниками и обрядами?
«Без памяти нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности».
Народная культура – кладезь мудрости и опыта, предмет нашей национальной гордости. Именно поэтому, с детства необходимо научить ребенка чувствовать и любить родную землю, родную природу, свой народ, ценить духовное богатство, ум, талант и мудрость народную.
В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций. Приобщение детей к белорусской народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания. Духовность надо воспитывать с самого раннего детства. В народе говорится: нет дерева без корней, дома – без фундамента. Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений.
Слово «традиция» означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. В качестве традиции выступают определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, фольклорные праздники и т.д. Ценность народных традиций определяется тем, что они воздействуют на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, а не насильственный характер. В силу этого они доступны детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от общения с ними удовольствие и эмоциональный заряд. Поэтому народные традиции можно использовать для развития ребенка и его творческих способностей.
Белорусские народные традиции – одна из составляющих частей культурного наследия белорусского народа. Белорусские народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга. К народным традициям относятся фольклорные праздники, обряды, обычаи, игры.
Древние белорусские традиции воспитывали поколения белорусов, передавая накопленную веками народную мудрость. Песни, игры, загадки объединялись в народных праздниках.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают фольклорные праздники и традиции. В них собраны накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. На праздниках воспитанники учатся какими словами кликать весну, как коледовать на празднике Коляды, отмечать праздник урожая на Кирмаше и других фольклорных праздниках.
Мы знакомим детей с яркой фантазией народа в красочных образах с календарно-обрядовыми праздниками, связанными с проводами зимы, прилетом птиц и таянием снега, расцветом земли, началом лета, с посевом и уборкой хлеба. Через развлечения и праздники дети, вступая в фольклорный мир, составляют первое впечатление о его законах и явлениях, обычаях и обрядах. Ребята знакомятся с народными праздниками, в котором участвуют персонажи народных сказок, проводятся белорусские народные игры, исполняются песни и хороводы. Досуги разнообразны по содержанию и форме (игровые программы, театрализованные представления, ярмарки и т.д.), что позволяет воспитанникам получить незабываемые яркие впечатления.
Перед проведением досуга или фольклорного праздника ребята узнают все о конкретном празднике. В сценарий мы включаем детский фольклор (игры, прибаутки, песенки, заклички, хороводы), а также традиционные обрядовые действия с персонажами (Весной, Козой, Медведем и другими). В результате воспитанники становятся не только внимательными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр как на занятиях, так и на праздниках и развлечениях. В ходе проведения праздников дети чувствуют всю народность торжества, свою сопричастность к нему по подготовленным народным костюмам, атрибутам к конкретному фольклорному празднику. Эмоциональность восприятия праздничного материала усиливается благодаря активному участию взрослых, педагогов и родителей, которые выступают в ролях Гаспадыни, Лявона, Цыганки, Нестерки, Медведя и других народных персонажей конкретных праздников
В основе каждого фольклорного праздника, развлечения лежит определенная идея, которая понятна каждому ребенку потому, что она раскрывается на доступном и знакомом детям музыкальном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Это достигается, прежде всего, тщательным подбором репертуара (стихов, песен, плясок, обрядов и т. д.) для детей каждой возрастной группы.
Таким образом, дети принимают активное участие в празднике: читают стихи, поют, танцуют, принимают участие в обрядовых играх и хороводах.
В ознакомлении дошкольников с народной культурой мы используем малые формы детского фольклора (потешки, считалки, дразнилки, поговорки и др.), сказки, песни, народные танцы, ознакомление с росписями, детский фольклорный театр – все эти виды детской деятельности создают возможность ребёнку соприкоснуться с историческими традициями белорусского народа. А белорусский фольклорный праздник помогает воспитанникам научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми.
Поэтому совместные мероприятия, фольклорные праздники и развлечения в детском саду становятся средством формирования культуры общения родителей со своим ребенком, другими детьми и взрослыми.
Календарные фольклорные праздники – своеобразный итог проведенной нами работы с воспитанниками по усвоению фольклорного материала. Для этих праздников мы готовим красочное убранство зала, оформляем в соответствии с временем года или в виде избы с экспонатами народного быта: сундук, самовар, утварь, лавки, печь, плетеные корзины, вышитые полотенца, занавески, тканые дорожки и т.п. Для каждого праздника детям и взрослым подбираем соответствующие костюмы. Дети с радостью и волнением ждут праздников, которые объединяют и взрослых, и детей общими переживаниями, ожиданиями, обрядами белорусского народа. Фольклор значим для социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического развития детей. Цель данных мероприятий: научить взрослых играть с детьми в народные игры и развивать детское творчество, доставить ребятам удовольствие от общения и содержательного взаимодействия с родителями и другими детьми.
Проведение фольклорных праздников позволяет взрослым и детям раскрепоститься, учит их общаться друг с другом, повышает эмоциональный настрой, сплачивает семью, позволяет лучше узнать друг друга. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Досуговые формы организации общения позволяют устанавливать теплые, неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах.
Проведение фольклорных белорусских праздников способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения. Радостная атмосфера детских праздников и развлечений создает благоприятный климат, способствует развитию эмоционально-волевой сферы детей, вызывает у них чувство удовольствия и побуждает к общению с прекрасным, формируя культурные интересы. Такие праздники являются ненавязчивой формой приобщения детей к белорусскому народному фольклору.
Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Традиции и обряды белорусского народа– хранители народной культуры, заветов народа.