Если вы готовы дарить свою заботу детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, вы можете стать родителями-воспитателями и приёмными родителями!
Отдел по образованию Витебского райисполкома
приглашает на работу
родителей-воспитателей и приёмных родителей
Буклет для приёмных родителей (скачать)
Буклет - Приёмная семья (скачать)
Каждая семья мечтает иметь ребенка.
Каждый ребенок хочет иметь маму и папу, быть нужным и ценным.
Мы надеемся, что с Вашей помощью у ребенка появится шанс обрести семью и близких ему людей.
Детским домом семейного типа является семья, принявшая на воспитание от 5 до 10 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В рамках данной работы супруги (родители-воспитатели) выполняют обязанности по воспитанию детей на основании договора о передаче детей (ребёнка) на воспитание в семью и трудового договора.
Профессия родителя-воспитателя включает: официальное трудоустройство, заработную плату, отпуск 56 дней, трудовой стаж, ежемесячные денежные выплаты на содержание каждого ребенка.
Родителям-воспитателям предлагаются комфортные условия работы, достойная оплата труда, профессиональная поддержка психологов и педагогов.
Для создания детского дома семейного типа предоставляется специальное жилое помещение.
Приемная семья – возмездная форма замещающего родительства, т.е., занимая должность приемного родителя, гражданин трудится и получает заработную плату. Еще одной особенностью является факт, что передача детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и воспитанниками приемной семьи правоотношений, подобных детско-родительским правоотношениям в биологической семье, правоотношениям родственников «по крови».
Дети в приемной семье находятся временно, на срок договора об условиях воспитания и содержания детей (заключается между органом опеки и попечительства и приемным родителем) и трудового договора (заключается между управлением (отделом) образования местного исполнительного и распорядительного органа и приемным родителем).
Приемными родителями могут быть дееспособные лица обоего пола, за исключением:
- лиц, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;
- лиц, которые по состоянию здоровья не могут быть приемными родителями. Перечень заболеваний, при наличии которых лица не могут быть приемными родителями, устанавливается Министерством здравоохранения Республики Беларусь:
- лиц, лишенных родительских прав;
- бывших усыновителей, если усыновление было отменено вследствие ненадлежащего выполнения усыновителем своих обязанностей;
лиц, отстраненных от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;
- лиц, имеющих судимость, а также лиц, осуждавшихся за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления против человека;
- лиц, дети которых были признаны нуждающимися в государственной защите в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением данными лицами своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей;
- лиц, лишенных права заниматься педагогической деятельностью или не имеющих права заниматься педагогической деятельностью в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.
Не допускается заключение трудового договора с близкими родственниками ребенка (детей) - с братьями, сестрами, дедом, бабкой.
Какие необходимы документы для того, чтобы принять детей на воспитание в приемную семью?
Для создания приемной семьи Вам необходимо обратиться в орган опеки и попечительства по месту своего жительства со следующими документами (Указ Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан»:
- заявление,
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность кандидата в приемные родители,
- свидетельство о заключении брака – в случае, если кандидат в приемные родители состоит в браке,
- медицинские справки о состоянии здоровья кандидата в приемные родители, а также членов семьи кандидата в приемные родители,
- письменное согласие совершеннолетних членов семьи кандидата в приемные родители, проживающих совместно с ним, на передачу ребенка (детей) в семью,
- сведения о доходе за предшествующий передаче ребенка (детей) в приемную семью год.
Органы опеки и попечительства проводят обследование условий жизни кандидатов в приемные родители, изучают их личностные особенности, уклад жизни и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценивают готовность всех членов семьи удовлетворить основные жизненные потребности приемных детей и обеспечить защиту их прав и законных интересов, что отражается в акте обследования условий жизни кандидатов в приемные родители. В первую очередь дети
передаются на воспитание в полные семьи, имеющие постоянный источник доходов и условия для совместного воспитания братьев и сестер.
Если Вы желаете принять детей на воспитание в приемную семью
Вам необходимо будет пройти соответствующее обучение (подготовку), включающую знания о функционирования приемных семей, выработку умений и навыков работы по удовлетворению основных жизненных потребностей приемных детей, подготовке приемных детей к самостоятельной жизни, организации социальной, медицинской, педагогической и психологической коррекции проблем приемных детей.
По завершении освоения образовательной программы обучающих курсов управление (отдел) образования знакомит кандидатов в приемные родители с условиями трудового договора, договора об условиях воспитания и содержания детей, предоставляет им информацию о детях, которые могут быть переданы на воспитание в приемную семью на территории района (города), и выдает направление для посещений этих детей по месту их проживания (нахождения) и знакомства с ними.
После знакомства с ребенком (детьми) кандидаты в приемные родители обращаются в управление (отдел) образования с заявлением в адрес органа опеки и попечительства о передаче им на воспитание конкретного ребенка (детей).
Какие дети могут быть переданы на воспитание в приемную семью?
На воспитание в приемную семью передаются дети, в том числе находящиеся на воспитании в домах ребенка, социально-педагогических учреждениях, школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вспомогательных школах-интернатах, специальных общеобразовательных школах-интернатах, домах-интернатах для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития и иных детских интернатных учреждениях, учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.
Передача детей в приемную семью осуществляется с учетом их желания, а по достижении возраста десяти лет - только с их согласия.
Братья и сестры, как правило, передаются на воспитание в одну приемную семью.
При устройстве в приемную семью менее четырех приемных детей и наличии у приемной семьи необходимых условий договором об условиях воспитания и содержания детей устанавливается возможность увеличения числа приемных детей, в том числе устройства в нее на воспитание вновь выявленных братьев и сестер приемного ребенка (детей), лишившихся попечения родителей.
При невозможности размещения в одной приемной семье братьев и сестер дети могут быть переданы на воспитание в приемные семьи, проживающие на расстоянии, позволяющем обеспечить постоянное общение приемных детей, приемный родитель обязать обеспечивать их регулярное общение.
Дети с особенностями психофизического развития, дети-инвалиды, дети в возрасте до трех лет передаются в приемную семью только при наличии в семье необходимых условий.
Весьма важным является и вопрос материального обеспечения ребенка, принятого на воспитание в приемную семью
На содержание каждого приемного ребенка ежемесячно выплачиваются денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря, размер которых устанавливается Правительством Республики Беларусь.
При передаче на воспитание в приемную семью ребенка-инвалида или ребенка, родители которого умерли (признаны в судебном порядке умершими, безвестно отсутствующими), приемным родителям одновременно передается пенсионное удостоверение и разъясняется порядок обращения по вопросу о выплате пенсии в районное (городское) управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства приемной семьи.
Условия оплаты труда приемных родителей в зависимости от количества взятых на воспитание
детей, их возраста и наличия у них особенностей психофизического развития устанавливаются Министерством труда и социальной защиты.
Какими правами обладают приемные родители?
Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна, попечителя.
Управление (отдел) образования в пятидневный срок со дня заключения договора об условиях воспитания и содержания детей на каждого приемного ребенка выдает каждому приемному родителю удостоверение на право представления интересов подопечного.
г. Витебск, ул. Октябрьская, 14.
Телефон: 8-0212 - 22-04-09
«Типичные ошибки замещающих родителей в период адаптации приемного ребенка к новой семье»
Осознание замещающими родителями связи между их ошибками и ухудшением взаимоотношений с приемным ребенком — сложный процесс, требующий помощи со стороны сопровождающих семью специалистов. Совместная работа родителей и специалистов над ошибками в воспитании и развитии ребенка способствует постепенному налаживанию детско-родительских отношений в приемной семье.
На пути построения комфортных детско-родительских отношений замещающим родителям свойственно совершать типичные для многих приемных семей ошибки.
Ошибка №1. Пренебрежение информацией об особенностях детей сирот и детей, лишённых родительского попечения в общем, и особенностях принимаемого ребенка в частности. Несмотря на получение информации об особенностях детей-сирот, взрослые часто продолжают считать, что они:
— и так все знают, уповая на свой личный опыт в воспитании родных детей или взаимодействии с детьми из кровных семей;
— легко смогут сделать из трудновоспитуемых детей прилежных и послушных, создав комфортные условия для проживания детей-сирот, согрев их своей любовью и заботой.
На первой стадии адаптации каждый член семьи хочет показать себя с лучшей стороны. Приёмные родители стараются сделать всё, для того, чтобы ребёнку было хорошо, и ребёнок, как умеет, пытается понравиться новым членам семьи, старается поддерживать доброе отношение к себе.
На данной стадии у приёмных родителей:
— вышеописанные заблуждения могут закрепиться,
— теоретический материал о стадиях адаптационного периода забыться,
— завышенные ожидания от детей и самих себя появиться.
Ошибка №2. Завышенные ожидания родителей от приемного ребенка.
Ожидания часто не совпадают с реальностью поведения и развития приемного ребенка. Обрадованные чудесными взаимоотношениями на этапе «Медового месяца» приемные родители, приписывают ребёнку большие знания и умения, чем у него есть и необычно удивляются внезапному для них забыванию ребенком простых умений и ухудшению его поведения.
Несоответствие приемного ребенка представлениям родителей рождает у последних бурю негативных эмоций, что повышает тревогу ребенка и отрицательно влияет на его поведение. Так возникает порочный круг, где негативные эмоции приемных родителей могут затмить доводы разума о необходимости выяснения поступков детей.
Ошибка №3. Искажение мотивации поступков ребенка. «Он специально надо мной издевается!», — именно эту фразу можно услышать от приемных родителей. Если ребёнку не до конца ясна его роль и положение в семье, то это может дополнительно тревожить маленького человека и побуждать его испытывать приёмных родителей на прочность. Именно на этой стадии адаптации приемные дети показывают себя настоящих, уязвимых и нуждающихся в помощи.
Парадокс заключается в следующем: ухудшение поведения ребёнка следует рассматривать как хороший знак, который должен радовать родителей. Приемным родителям часто проще неприемлемое поведение принятых на воспитание детей связать с наследственными факторами.
Ошибка №4. Неуважительное отношение членов приёмной семьи к биологическим родственникам приёмного ребёнка. Какими бы ни были родные родители приемного ребенка, его эмоциональная жизнь продолжает быть тесно связанной с ними. Следует поощрять принятие ребёнком своих родных, поскольку это крайне важно для гармоничного развития его личности. Важный момент, который необходимо учитывать замещающим родителям: с точки зрения приемного ребёнка, он теряет свою кровную семью не в тот момент, когда попадает в приют или детский дом, а с приходом в новую семью. Часто ребёнок чувствует себя предателем и не понимает, как необходимо себя вести. Некорректные высказывания приемных родителей не способствуют улучшению детско-родительских взаимоотношений. Замещающим родителям необходимо уметь принять ребенка, не требуя ответного чувства благодарности.
Ошибка №5 Ожидание благодарности от приемных детей. Важно понимать, что дети-сироты зачастую просто не умеют и не знают, как выразить благодарность. Умение благодарить это то, чему приёмные родители могут научить ребёнка своим примером.
Осознание замещающими родителями связи между их ошибками и ухудшением взаимоотношений с приемным ребенком сложный процесс, требующий помощи со стороны сопровождающих семью специалистов.
Совместная работа родителей и специалистов над ошибками в воспитании и развитии ребенка способствует постепенному налаживанию детско-родительских отношений в приемной семье.
Организация общения приемного ребенка с биологическими родственниками
Решение о контактах с родственниками может быть принято только после анализа следующих моментов:
- хочет ли сам ребенок поддерживать контакты с родственниками;
- какие эмоции он испытывает по отношению к таким контактам;
- как характеризуются его прежние взаимоотношения с родственниками;
- его психоэмоциональное состояние, а также соответствие психофизического развития возрастным нормам;
- образ жизни и состояния здоровья родителей;
- существует ли опасность конфликтов, есть ли возможность их предотвратить.
Для организации контактов с биологическими родственниками взрослым можно составить условное соглашение, где оговариваются такие моменты, как: цель контактов; частота контактов (когда и как часто они будут иметь место); место встреч; форма контактов (личная встреча, телефон, фотографии, видео, письма и открытки); с кем проводятся встречи; организация контакта (дополнительные средства, в чьем присутствии, уровень наблюдения); обстоятельства, при которых дальнейший контакт невозможен (родители причиняют ребенку физический или моральный вред во время встречи, приезжает в нетрезвом состоянии) и иные условия.
Подготовка ребенка к встречам с родителями:
- Ребенок должен четко понимать условия посещения
- Ребенок должен заранее иметь как можно более полную информацию о посещении
- Ребенок должен быть подготовлен к реакциям родителей. Если родители часто не приходили на посещения, то это необходимо обсудить с ребенком
- Ребенка необходимо подготовить к проявлению собственных чувств и реакций
- Так как эмоции сложны и непредсказуемы, детям необходимо рассказывать, что посещение может вызвать целый ряд чувств. Надо успокоить их, сказав, что испытывать при этом самые разные чувства – это нормально.
- Если ребенок испытывает беспокойство в отношении безопасности, то его необходимо уверить в том, что социальный работник или приемный родитель будут рядом, чтобы обеспечить всем безопасность.
Эмоциональные реакции после встречи амбивалентны – это грусть, злость, облегчение и радость.
Реакции могут быть тоже разные:
- Гиперактивность
- Враждебность
- Агрессивность
- Болтливость
- Молчание
- Избегание контактов с приемными родителями
- Плаксивость отказ от еды
- Плохой сон.
Помощь ребенку после встречи с биологическим родителем (учитывать желание ребенка):
- Дать возможность выговориться;
- Телесный контакт;
- Обеспечивать уверенность, что он в безопасности;
- Разрешить ребенку выражать свои чувства
- Дать возможность остаться наедине, но при этом продемонстрировать, что вам это интересно и др.
«Наведение мостов» между приемными и биологическими семьями
Рекомендации замещающим родителям и специалистам, сопровождающим семьи
Наведение мостов при отсутствии прямого контакта ребенка с кровными родственниками |
Наведение мостов в ходе контакта между приемными и биологическими семьями |
Наведение мостов в процессе общения с биологическими родителями |
Наведение мостов в процессе исполнения обязанностей наставника биологических родителей |
1.отправляйте родителям фотографии детей; просите, чтобы родители давали вам свои фотографии; 2.просите членов биологической семьи поделиться информацией о традициях семьи; 3. обменивайтесь письмами с биологическими родителями (через социального работника); 4.говорите о биологических родителях в позитивной и открытой форме; 5.старайтесь узнать все, что можете, о семье, окружении и культуре ребенка; 6.посещайте курсы обучения методам работы с биологическими родителями. |
1. поощряйте телефонные разговоры между ребенком и биологическими родителями; 2.как можно чаще говорите биологическим родителям, что ребенок их любит; 3. в разговоре с биологическими родителями используйте словосочетание «ваш ребенок»; 4.во время встречи обсуждайте с биологическими родителями повседневную жизнь ребенка; 5. советуйтесь с биологическими родителями; 6.показывайте биологическим родителям школьные работы и дневник ребенка, творческие работы. |
1. организуйте встречи ребенка с биологическими родителями и отзывайтесь об этих встречах в позитивном ключе; 2.привлекайте биологических родителей к участию во встречах с врачами, психологами и другими специалистами и в родительских собраниях в школе; 3. принимайте участие в планировании воссоединения ребенка с биологическими родителями, поддерживайте усилия, направленные на такое воссоединение; 4.принимайте участие во встречах, которые проводятся с кровными родственниками на базе СПЦ, учреждений образования, управления образования; 5. при возможности организуйте общение с кровными родственниками на базе приемной семьи. |
1. убеждайте биологических родителей в необходимости сотрудничества с органами защиты детства и оказывайте им содействие в получении необходимых услуг; 2.поддерживайте участие биологических родителей в различных программах лечения; 3. обсуждайте применение биологическими родителями вновь приобретенных родительских навыков; 4. демонстрируйте биологическим родителям правильное применение родительских навыков у себя дома; 6.согласовывайте и обсуждайте с биологическими родителями меры по поддержанию дисциплины; 7. привлекайте к сотрудничеству 3-их лиц ( СПЦ, учебное заведение, управление по образованию). |
Семейные формы устройства детей-сирот на воспитание
Жизнь без ребенка и с ним – это две разные вещи. И нам больше нравится вторая. По большому счету для нас не так важно, как малышка появилась в семье. Главное, что она смогла заполнить пустоту и подарить такое желаемое родительское счастье.
Приемная мама.
Для полноценного развития и формирования личности каждому ребенку необходимо окружение любящих и заботливых родителей, с которыми он живет одной жизнью, одними интересами. Однако одной из острейших проблем в нашей стране является проблема социального сиротства – явления, при котором дети остаются без семьи при живых родителях.
«Замещающие семьи» - не юридический термин. Он применяется для обозначения различных типов семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей: семей усыновителей, опекунов, попечителей, приемных семей, детских домов семейного типа.
Чем отличаются друг от друга формы устройства ребенка в замещающую семью?
Оптимальной формой воспитания детей-сирот является усыновление, которое открывает наилучшие перспективы для надежного и устойчивого воспитания детей, не имеющих возможности остаться с собственными родителями. При усыновлении ребенок приобретает семью, заинтересованных именно в нем взрослых, делающих все возможное для его гармоничного развития. Усыновители, как правило, видят в малыше смысл жизни, привязываются к ребенку, дарят ему любовь и нежность. Психологи и педагоги единодушно утверждают, что отношения с близкими взрослыми, основанные на любви, доверии, взаимной заинтересованности, - то главное, что определяет атмосферу семейного воспитания.
Усыновление (удочерение) – основанный на судебном решении акт, в силу которого между усыновителями и усыновленными возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, в том числе алиментные и наследственные.
Опека – тоже достаточно распространенная форма. Ее преимущества заключаются в том, что, не имея возможности воспитываться в семье своих родителей, дети все-таки воспитываются близкими для них людьми до своего совершеннолетия.
Решение об установлении опеки принимают местные исполнительные и распорядительные органы по представлению управлений образования по месту жительства кандидатов в опекуны либо по месту проживания ребенка, оставшегося без попечения родителей. На основании решения органа опеки и попечительства о назначении гражданина опекуном выдается удостоверение на право представления интересов подопечного, выплачивается ежемесячное денежное пособие на содержание подопечного. Обязанности по опеке выполняются безвозмездно (не оплачиваются).
Приемная семья – относительно новая, но очень перспективная форма устройства осиротевших детей. Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, именуются приемными родителями. На воспитание в приемную семью передается от 1 до 4 детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (не включая своих). Один из родителей принимается на работу отделом образования на должность приемного родителя. Приемному родителю время работы зачисляется в трудовой стаж. Как работник системы образования он имеет право на оплачиваемый отпуск, премии и т.д. Условия оплаты труда и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества взятых на воспитание детей, устанавливаются законодательством Республики Беларусь. Кандидаты в приемные родители в обязательном порядке проходят соответствующий отбор и обучение. Государство помогает в организации оздоровления и летнего отдыха детей (предоставление бесплатных или частично оплачиваемых путевок в санатории, дома отдыха, оздоровительные лагеря). Ежемесячные денежные выплаты на содержание приемных детей осуществляются приемным родителям в течение срока действия договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью.
Приемная семья не может быть создана, если принимаемый на воспитание ребенок является близким родственником приемных родителей. В этом случае возможны только опека или усыновление.
Детский дом семейного типа (ДДСТ) – семья, принявшая на воспитание от пяти до десяти детей-сирот и (или) детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках которой супруги или отдельные граждане выполняют обязанности по воспитанию детей на основании договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора. Как и приемному родителю, родителю-воспитателю время работы в ДДСТ зачисляется в трудовой стаж, он имеет право на оплачиваемый отпуск и премии.
При формировании ДДСТ орган опеки и попечительства обеспечивает его необходимым оборудованием, мебелью и мягким инвентарем. На хозяйственное обслуживание зданий выделяются средства. На содержание воспитанников ДДСТ осуществляются ежемесячные денежные выплаты.
Кто может стать замещающими родителями?
Замещающими родителями (родителем) могут быть совершеннолетние лица: трудолюбивые, успешные, ответственные и терпеливые, готовые взять на воспитание ребенка с особенной судьбой, помочь ему стать счастливым и самостоятельным, занять достойное место в жизни.
Чтобы стать родителями (родителем) для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей необходимо пройти профессиональный и психологический отбор, определенный курс обучения, не боятся трудностей, и верить в успех.